FBS: КАК СОЗДАТЬ ПОСТАВКУ

4 минуты
Введение
Итак, следующая система работы со складом и логистикой — это FBS Вайлдберриз. FBS — это продажа товара со склада продавца и доставка силами Wildberries.

Как происходит этот процесс

Первое. Вам нужно заказать продукцию у поставщика. Далее забираете товар и доставляете его до места хранения. Это может быть ваш дом, гараж, съёмное помещение. Выбирайте сами. Где вы храните товар, никто не контролирует. Главное - не противоречить закону. Не хранить, например, продукты в грязном помещении или игрушки в подвале с крысами.
Упаковать товар вы можете уже на своём складе, либо когда забирали товар у поставщика или пользовались услугами фулфилмента.

Затем вам нужно создать карточку товара и указать, сколько продукции у вас есть на складе, и схему работы «Доставка FBS Вайлдберриз». Как только карточка будет опубликована, ваш товар увидят покупатели.

Не рекомендуется указывать в карточке, что товар у вас уже есть, когда его по факту нет. Потому что он всё ещё у поставщика. А что если партия бракованная? Или товар не доехал до вас? В таком случае вам придется отменить заказ и заплатить большой штраф. Вывод: указывайте количество товаров на остатках только тогда, когда товар у вас уже есть.
А теперь самое интересное. Как только покупатель делает заказ, у вас есть строго ограниченное время - 36 часов. За это время вы должны принять заказ, оформить и промаркировать товар, отвезти его в сортировочный центр, пункт FBS Wildberries, который принимает товары от селлеров. Чем быстрее вы доставите товар в систему ВБ, тем лучше для вас. В зависимости от срока доставки рассчитывается комиссия маркетплейса. Если доставили до 24 часов с момента заказа, то комиссия самая низкая. Успели в 36 часов - не получили штраф.

Если продавец не доставит заказ за 5 дней с момента оформления, заказ автоматически отменяется, и штрафа практически не избежать. Давайте посмотрим на цитату из правил площадки:
«В случае, если реализованный Товар не передан Продавцом Вайлдберриес в порядке, предусмотренном пунктом 3.1.1 Договора (при наличии Заказа Покупателя на такой товар), в течение 120 часов с момента размещения на Портале информации о заказе Покупателя или передан с нарушением указанного срока, и при этом Покупатель отказался от принятия Товара в связи с истечением срока ожидания Товара, значение которого опубликовано на Портале, Продавец обязан уплатить Вайлдберриз штраф в размере 35% от стоимости не переданного Товара, но не менее 100 рублей за единицу товара».

После того как товар принял маркетплейс в сортировочном центре за доставку отвечает WB.

Далее покупатель либо забирает заказ, либо отказывается от него в момент получения, либо сначала покупает, а потом возвращает товар. Если забирает, в вашем личном кабинете отображается продажа и выручка.

Тут важный момент: если покупатель отказывается от товара или после покупки совершает возврат, товар возвращается не на склад к продавцу, а на ближайший к покупателю склад Wildberries и уже там ждёт своего следующего заказа. Ещё раз: невыкупленный товар селлеру не нужно забирать к себе обратно на склад. Товар хранит ВБ и, конечно, списывает за хранение с вас деньги. Вот ещё интересный нюанс, связанный с отгрузкой FBS Wildberries, к которому вы должны быть готовы: у Вайлдберриз в приоритете отгрузка со своего склада и только потом со склада поставщика. То есть, если вы поставляли заказ на сортировочный центр, например, в Москве, а покупатель был из Краснодара, то в случае отказа или возврата товар остаётся на складе маркетплейса в Краснодаре. И если товар снова заказали в Москву, то он из Краснодара поедет обратно в столицу.

Плюсы системы FBS Вайлдберриз
Какие существуют плюсы при работе по системе FBS:
1. Самый главный плюс - проще тестировать новые товары и можно позволить себе большой ассортимент даже на старте бизнеса. Вы можете поставить в наличии хоть пару единиц каждого товара и смотреть на реакцию покупателей. При FBS количество товара, которое у вас на остатке, то есть в наличии, не влияет на ранжирование вашей карточки. Вот почему FBS так любят начинающие селлеры с небольшим бюджетом.
2. Товар хранится на вашем складе. Это, в свою очередь, позволяет вам контролировать остатки и сроки годности, да и вероятность потери товара стремится к нулю.
3. FBS — это условно бесплатное хранение. Если вы храните товар дома или просто с кем-то договорились о помещении, это точно бесплатно. Даже если товара у вас много, стоит посчитать, на каком складе выгоднее хранить - на арендованном или на складе маркетплейса. Всё очень индивидуально для конкретного товара, так что однозначного вердикта вроде «склад Wildberries дороже арендованного» нет.
4. Пониженная комиссия также выступает плюсом данной схемы. При хранении на складе ВБ комиссия всегда чуть выше, чем по системе со склада продавца.
5. В чём ещё преимущество хранения товара на своем складе? Вы можете торговать на нескольких маркетплейсах одновременно. Это удобно и выгодно. Представьте, что сегодня у вас купили 50 книг на WB и 150 на озоне. Итого вы продали 200 штук. Если бы на складах каждого маркетплейса по FBO лежали по 100 книг, то вам бы удалось продать только 150, потому что на Озоне товар просто закончился. Выгода очевидна.

Минусы системы FBS Wildberries
Главные минусы при работе с системой FBS:
1. На работу по FBS тратится очень много времени. Вы постоянно должны держать руку на пульсе, проверять заказы, так называемые задания от маркетплейса. И как только они попадают к вам, быстро собирать заказ, печатать наклейки с кодами и мчаться на сортировочный центр. FBS не волнуют ваши планы на день. Вайлдберриз также не учитывает, что у вас выходной. Есть задание, идите и собирайте.
2. Жёсткие штрафы при срыве сроков отправки товара.
3. Увеличенный срок доставки по сравнению с FBO. Покупатель получит свой товар на 1-2 дня позже. Это увеличивает риски того, что ваш товар не закажут, потому что покупателю хочется получить товар быстрее. Отсюда и более низкий процент выкупов вследствие того, что некоторые клиенты не посмотрели сроки доставки. Доставка пришла позже, а клиент уже передумал выкупать товар.
4. Карточка по FBS ранжируется чуть хуже, чем по FBO.
5. И последнее. Скидка постоянного покупателя по FBS меньше, чем по FBO. Это значит, что ваш товар могут не выбрать из-за недостаточно низкой цены. Аудитория ВБ любит дешёвые товары, так что правила игры не в вашу пользу.
Прежде всего, FBS подходит в том случае, если у вас небольшой бюджет на старте и, если вы хотите тестировать много разных товаров. Или выбранная категория сможет продаваться только по FBS.

В принципе, вы можете не заказывать товар у поставщика, а сначала дождаться заказ от покупателя. И только после этого покупать продукцию у поставщика. Там на месте упаковывать и промаркировать, а затем отвозить на сортировочный центр. По сути, это лайфхак, который придумали начинающие селлеры с экстремально минимальным бюджетом и те, кто изначально хотел даже не заработать, а вообще проверить, что бизнес на маркетплейсе — это не утка и не миф. Для кого-то важно на самом первом этапе хотя бы увидеть факт, что кто-то может купить именно ваш товар. Но в целом не рекомендуется опираться на данную схему. Денег вы не заработаете, потому что товар поштучно вам вряд ли продадут по оптовой цене. Да и есть большой риск сесть в лужу. Если покупатель закажет у вас товар, вы приедете к поставщику, а продукции у него не окажется и найти где-то ещё не удастся. Получается, что придётся отменять заказ и платить штраф.
Поставки FBS Вайлдберриз
С деталями про FBS разобрались. Пора создать первую поставку.
Чтобы начать работать по системе FBS, нужно создать склад и прогрузить остатки. Как это сделать? Переходим в личный кабинет поставщика и открываем раздел «Маркетплейс». Далее «Мои склады и пропуска» вкладка «Склад продавца». Нажимаем «Добавить склад».

Вводим название склада «Основной». Способ доставки уже установлен по умолчанию. Далее нужно выбрать склад. Выбираете тот, который к вам будет ближе всего. Выбор склада не обязывает вас возить только на него, но этот пункт обязательный при создании склада. Нажимаем «Сохранить». Всё, склад готов.
После добавления склада заходим в «Управление остатками» и подгружаем остатки по товарам.

Выбираем название склада и нажимаем «Скачать шаблон». В шаблоне 2 столбца: «Бар-код» и «Количество». Вводим информацию. Столбец «Бар-код» должен обязательно быть в числовом формате. Если это не так, то меняем формат на числовой и убираем лишние разряды, чтобы было целое число. Сохраняем. Если при загрузке вы не допустили ошибки и верно прогрузили документ, то товары практически сразу появляются в продаже. Чтобы загрузить остатки, нажимаем кнопку «Загрузить файл с остатками». Появляется список товаров из документа. Ещё раз проверьте количество, которое вы хотите поставить на остатки.
Рекомендуется проверить, что все товары отображаются на сайте и доступны для покупки. Если вы обнаружили, что какой-то товар не доступен для заказа, создайте диалог для выяснения причин ошибки. Чтобы не пропустить новые заказы и отгрузить их вовремя, перейдите в раздел настройки и добавьте уведомления о новых и просроченных заказах. Теперь вам будут сразу приходить уведомления, как только поступил новый заказ.

Итак, товары доступны для заказа покупателям. Как только покупатель оформляет заказ, вам сразу приходит заявка на сборку.

Чтобы посмотреть заказ, переходим во вкладку «Сборочные задания». Здесь вы можете видеть те заказы, которые пришли вам от покупателей. Обратите внимание! Важно помнить, что время на сборку и доставку товара указано на WB с момента заказа.

После этого выделяем все заказы, которые сейчас можем собрать, и нажимаем «Собрать в поставку». Можете ввести наименование поставки или оставить без названия. Выбираем нужную поставку и нажимаем кнопку «Добавить задание к поставке». На этом этапе вам нужно распечатать все стикеры, которыми необходимо будет оклеить каждый заказ и саму поставку. Если у вас в поставке несколько заказов, на каждый должен быть наклеен свой QR-код. В листе подбора подробно расписано, к какому заказу какой QR-код присвоен. Итого у вас на каждом заказе должен быть свой уникальный QR-код и QR-код поставки на общей коробке и паллете. Этикетки из личного кабинета сразу формируются в нужном размере. Главное - верно настроить принтер при печати.

Товары без стикера не пройдут сортировку и не будут отправлены покупателям. Позаботьтесь о том, чтобы стикер был надежно приклеен на упаковку товара и не потерялся во время перевозки.

Как напечатать стикер?
- чёрным цветом на белой самоклеящейся бумаге;
- для печати используйте термопринтер;
- размер стикера на выбор: 30 х 40 мм или 40 x 58 мм.
Как настроить печать?
- выберите масштаб 100%;
- не выставляйте поля;
- размер бумаги должен соответствовать размеру стикера.

Перед тем как везти товар на склад, проверьте, считывается ли QR-код. Для этого достаточно навести камеру смартфона на QR-код. Товар не будет отправлен покупателю, если QR-код не считается при сортировке.

После того как вы распечатали QR-коды на заказы и лист подбора, нажимаем «Передать в доставку». Сразу выходит штрих-код поставки. Его тоже распечатайте и не забудьте закрепить на самом видном месте.

Поставка перешла на вкладку «В доставке». Теперь вам нужно её отвезти на склад Wildberries. Если вы на предыдущем этапе забыли распечатать QR-код поставки или стикеры, ничего страшного, это можно сделать сейчас. Выделяем поставку и нажимаем «Распечатать QR-код поставки».

Для того чтобы определить, на какой склад вам лучше отвезти свой товар, переходим в раздел «Карта складов». Выбираем вкладку «Маркетплейс» и выбираем склад, который вам будет выгодный по условиям приёмки и территориальному расположению. Допустим, вам удобно отвезти на Чертановский. Нажимаем на склад и появляется информационное окно с графиком работы и текущими тарифами на приёмку.
После того как вы отгрузили товар на склад Вайлдберриз, статус по заказу должен измениться на «Отсортировано».

Далее заказ перейдет на вкладку «Архив». После фактической приёмки статус изменится и станет «Принято на складе». В поставке будет отражено время, которое вы затратили на доставку до склада ВБ. Теперь вам доступен для скачивания акт приёмки. Обязательно скачайте его, сохраните и проверьте, все ли товары были приняты в полном объёме. Если по поставке есть расхождения, создайте диалог для того, чтобы выяснить их причины.

После того как покупатель получит заказ, статус изменится на «Продано». Теперь вы можете в очередном отчёте по продажам ожидать выплату за данный товар.
Выводы
Надеемся, что вы смогли оценить схему работы по FBS и принять решение, стоит с ней работать или нет. Теперь вы знаете, как создаётся поставка по этой системе. Надеемся, эта статья станет хорошим подспорьем, когда вы будете оформлять свою первую поставку самостоятельно.
Следующая статья ↴
Возврат товара
На маркетплейсе есть ещё процесс возврата товара. Причём он бывает разным.
Другие статьи курса
Схемы работы со складом на маркетплейсе Wildberries
⏩ Изучить Схемы работы со складом в калькулятор на Wildberries ⏩ Бесплатные занятия от Академии SellerExpert. Преподаватели - гуру маркетплейсов с оборотом 1,8 млрд в год ► 18 часов занятий онлайн для селлеров. Узнайте, как сделать так, чтобы товар заказывали у вас.
Маркировка товара
Для отправки на склад или сортировочный центр Вайлдберриес товар или целую партию необходимо подготовить к приёмке.
Индивидуальная упаковка товара
Прежде чем закупать товар у поставщика, нужно понимать, куда его везти, как упаковывать и маркировать.
Упаковка для поставки
Как упаковать товар, который вы везёте на склад.
FBO: как создать поставку
Вы узнаете о плюсах и минусах данной системы работы, а так же, как создать первую поставку ФБО Вайлдберриес.
Ошибки в логистике, упаковке и маркировке
Какие ошибки не следует допускать при оформлении первой и последующих поставок.
Делаем закупку у поставщика и формируем цену
По какой схеме наиболее выгодно работать, а также на какой склад лучше отгружать поставки.