Ещё один немаловажный вопрос. Что такое «ниша» или «категория» на ВБ? Это группа товаров одного типа, например, одежда, товары для дачи или товары для праздника.
В SellerExpert заходим в раздел «аналитика» → «категории», выбираем «дом» → «период», здесь мы видим все товары, представленные в этой категории.
Если вы хотите провести более детальный анализ, то можете выбрать «подкатегории» - тут диаграммы показывают, какую долю от категории занимает эта подкатегория.
Далее поговорим про ранжирование и фильтры.
В SellerExpert автоматически стоит сортировка по выручке, это очень важный параметр. Объём по выручке — это объем денег в подкатегории. По нему мы понимаем, есть ли деньги в нише, как много денег, и интересно ли сюда заходить или нет. Также мы видим, что больше всего выручка у нас в подкатегории «досуг и творчество». Чем больше этот показатель, тем больше в подкатегории денег.
После «выручки» следующий параметр – «конкурентная среда», то есть среди скольких карточек товара нам нужно будет конкурировать. Можно посмотреть это на самом сайте Wildberries.
Ещё будет полезно заглянуть в столбец «процент товаров с продажами в подкатегории». Если процент товаров с продажами высокий — это хорошо, значит и у нас есть большой шанс попасть сюда. Если низкий — это говорит о том, что из представленных товаров продается мало. Это сигнализирует нам о монопольности ниши, что не есть хорошо.
Для наглядности приведу такой пример. Если выручка по двум категориям практически равна, а количество товаров сильно разное, то там, где меньшее количество, будет легче зайти, так как меньше конкурентов.
Следующий важный параметр – «процент товаров с продажами».
Не все товары из представленного ассортимента за выбранный период времени продавались. Из всех карточек товара этой подкатегории продавались только «столько-то» карточек товара в «этой подкатегории», что составляет «столько-то процентов».
Давайте включим ранжирование «по процентам» товаров с продажами. Здесь мы видим, что «отдых на природе», «досуг и творчество», а также «детская» занимают лидирующие позиции. Это значит, что они делают максимальный процент карточек с продажами.
Почему это важно для меня? Если я попадаю в категорию, в которой процент карточек с продажами высокий, то с большой вероятностью и моя карточка товара тоже будет с продажами.
Кроме нас есть еще и другие продавцы, поэтому сейчас будем смотреть процент продавцов c продажами. Делаем ранжирование. Здесь такая же логика, чем больше процент продавцов с продажами, тем больше вероятность, что и у меня продажи будут в этой подкатегории.
Подкатегория «досуг и творчество», по описанным нами параметрам, очень хороша. Давайте погрузимся в неё глубже.
Товаров в этой подкатегории много. Их тоже можем сравнивать между собой, в подкатегории «творчество и рукоделие».
Сравниваем по выручке, процент товаров с продажами и процент продавцов с продажами — вот эта категория кажется удачной. Погружаемся ещё глубже, до шитья или наборов для творчества.
Давайте посмотрим, есть ли что-то интересное в сегментах среди наборов для творчества. Тут мы видим, что есть такая предметная категория «наборы для шитья», в которой показатели мне тоже нравятся, рассмотрим её более подробно.
Здесь мы видим круговую диаграмму, полностью состоящую только из наборов для шитья. Это значит, что мы провалились в максимально узкую категорию товара, которая есть на Wildberries, больше разделения внутри этой категории нет.
В таком случае, чтобы еще сильнее уточнить, какой товар мы хотим выбрать, воспользуемся таким приемом, как группировка. Возвращаемся в отчет по товарам. Допустим, что какие-то наборы для шитья, как «ткани на отрез», я хочу исключить. Например, я хочу зайти с каким-то таким подарочным набором для шитья, а не с рулоном ткани. Тогда я в названии пишу «ткань на отрез» и нажимаю «не содержит», то есть исключаю такое из поиска.
Выделяем всё остальное, сортируем. В SellerExpert, на странице товара, можно настроить необходимые фильтры. Например, показать только «наборы для шитья», исключить товары, связанные с тканями. Далее анализируем эти товары в таблице. Все метрики уже есть в веб-интерфейсе. Чем это полезно? Так мы добрались до наших прямых конкурентов и можем анализировать именно их.
Следующий важный вопрос - насколько монополизирован рынок по наборам для шитья? Кстати, сами маркетплейсы тоже продают товары. Давайте посмотрим. Вот на такую «штуку» надо выйти: то, что выделено серым цветом – это небольшие продавцы. Крупные селлеры отмечены цветным. Хорошо это или плохо? Вроде хорошо. Это значит, что монополии одного продавца нет. Теперь можем конкретнее посмотреть информацию. Может это производитель сам продает свои наборы для шитья и нам с ним конкурировать по цене нет смысла, а может это и не он. Сделать выводы по доле выручки у крупных игроков - сколько они забирают и плохо это или хорошо.
Следующий важный момент - есть ли в данный период растущий спрос на товар. В этом нам поможет инструмент «тренд». Тренд показывает, какой спрос был раньше и какой сейчас. Он может зависеть от сезона, моды, или от праздников - факторов много. Если график растет – это хорошо, значит и спрос растет. Если падает, то и спрос падает.