ШТРАФЫ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ

4 минуты
Введение
Штрафы от Вайлдберриз - очень горячая тема среди селлеров, потому что маркетплейс придумывает все новые и новые штрафы. Не всегда они кажутся нам справедливыми, и система их начисления не так прозрачна, как хотелось бы. Какие они бывают? Где смотреть причину, если штраф вам вдруг прилетел, и что делать, если хочется его оспорить? Все ответы в этой статье.

Какие штрафы есть на Вайлдберриз?

Все, за что Вайлдберриз может вам начислить штраф, перечислено в оферте. Дополнительно они могут выложить новость, но, как правило, все равно потом все включают в оферту.

Пойдём по порядку.

Пункт 4.4 относится к продавцам, которые работают по схеме FBS.
Если вы не успеете вовремя отгрузить товар в течении 36 часов после момента получения заказа, вы будете обязаны уплатить штраф в размере 35% от стоимости товара, но не менее 100 рублей за единицу. Вайлдберриз может выставить штраф отдельно либо вычесть из суммы, подлежащей к выплате. Сумму штрафа Вайлдберриз рассчитывает еженедельно, исходя из суммы непереданных товаров за прошедший календарный месяц.

Дальше пункт 8.3. Здесь имеется в виду, что если вдруг к Вайлдберриз обратится покупатель либо какие-то другие лица с претензией о качестве товара, то все эти суммы штрафов и компенсации Wildberries будет предъявлять к вам как продавцу. Маркетплейс выступает агрегатором, он предоставляет вам право торговать своим товаром и, по сути, не несёт ответственность за ваш товар.
Далее правила использования портала пункт 6.3. Он относится к самовыкупам либо каким-то другим действиям, которые инициируют купить товар или написать отзывы. Это, конечно же, не относится к рекламным компаниям.

То есть за все такие случаи, которые незаконно, по мнению маркетплейса, увеличивают количество продаж и влияют на рейтинг товара. За подобный случаи Вайлдберриз начислит штраф в размере 30% от стоимости товара плюс убытки.

Далее пункт 8.1. Здесь полный перечень возможных нарушений, за которые Вайлдберриз начисляет штраф:
  • размещение в карточке товара контактной информации и вложениям, которые могут быть с товаром;
  • ненадлежащее использование маркировки (имеется в виду честный знак);
  • несвоевременное предоставление УПД (это тоже относится к маркировке);
  • общение с покупателями не по правилам от Вайлдберриз и так далее.

По каждому пункту здесь достаточно подробно расписано причина и ставка штрафа.

Пункт 8.3 говорит о том, что вы обязаны возместить любые убытки, которые понес Вайлдберриз по вашей вине, в течении 7 дней.

Пункт 8.4 - теперь Вайлдберриз может с вас взыскать и суммы неустоек.
Далее раздел правила оказания услуг.

Пункт 3.5 описывает штрафы за неверно заполненные габариты в карточке товаров. Как рассчитывается коэффициент подробно расписано в пункте 3.4.
И вот здесь важное замечание. Если ранее они считали коэффициент в общем на кабинет и умножали на этот коэффициент общую стоимость услуг по логистике, то теперь они рассчитывают штраф отдельно на каждый товар, по которому выявлены расхождения. И мы уже столкнулись с этим штрафом. Коэффициент у нас был общий, равен 1, а вот на конкретный товар был коэффициент 4, и нам начислили штраф порядка 200 000 рублей. Мы пытаемся, конечно, добиться справедливости, потому что по старой оферте не было однозначной формулировки, что штраф будет начисляться по товару отдельно. Так что мы не теряем надежды.

Также Вайлдберриз теперь снова возобновляет функционал утилизации товаров, что на самом деле зачастую дешевле, чем возврат.
И теперь в оферте есть полный перечень товаров, которые запрещены к продаже.

Где смотреть, есть ли у вас за предыдущую неделю штрафы и за что они начислены? Вы можете увидеть штраф и причину в еженедельном отчете в разделе финансовые отчеты, скачав детализацию.

Теперь вот какой вопрос: что делать, если вы считаете, что штраф пришел без объективной причины? В таком случае обязательно нужно создать диалог в поддержку с указанием номера отчета и подробно расписать ситуацию, с которой вы не согласны. Если штрафов несколько или по разным артикулам, лучше создайте отдельные диалоги, так больше шансов, что они ответят быстро и решат вопрос. Когда мы в начале статьи писали о том, что система начисления штрафов не совсем прозрачная, мы имели в виду, что никто не предоставит вам фото или видеоотчет, как они замеряют габариты, находят листовки или проверяют что-то еще. Зато фотографии с коробкой и сантиметром можем прислать мы и скриншот из личного кабинета и из карточки. Добиться справедливости не во всех случаях, но вполне реально, так что ситуация не безвыходная.

Еще один момент, о котором советую помнить: маркетплейс очень часто обновляет правила и оферту. Всегда, когда выходит новая оферта, она у вас обязательно будет выходить поверх личного кабинета и не давать возможности зайти, например, в раздел поставки. И пока вы её не подтвердите, зайти в раздел не сможете. Как только вышла новая оферта, обязательно её прочитайте, не бегло, а очень внимательно. И рекомендуем сохранять все версии оферты, вдруг понадобится.

И еще очень важный момент. Если кто-то взломал ваш кабинет или вы кому-то предоставили доступ, и он без вашего ведома, к примеру, установил большую скидку или поставил низкую цену, что привело к распродаже товара и убыткам, то Вайлдберриз не несет ответственности. Маркетплейс не предоставит вам никакой информации, например, кто конкретно это сделал, и он не отменит заказы с низкой ценой. Личный кабинет — это целиком и полностью ваша зона ответственности.
Выводы
Штрафы все прописаны в оферте. Маркетплейс часто обновляет ее, поэтому за обновлениями нужно следить, чтобы не попасть на штрафы, о которых вы просто не знали. Если вам прилетел штраф и вы не согласны с ним, то оспаривайте через службу поддержки. Да, это займет время, но добиться позитивного результата в вашу пользу шансы есть. Если пришел штраф по делу - извлекайте урок и делайте выводы, что вам нужно улучшить в работе, чтобы не попадать под штрафы .
Другие статьи курса
Как вывести деньги с Wildberries поставщику
Как вывести деньги с баланса Wildberries на карту из личного кабинета продавца. Какие правила вывода, минимальная сумма и сроки зачисления.